FAQ


Базовые знания о маслах
Рекомендации по замене и правильной эксплуатации масел
Минеральная основа

Химический состав минеральных основ зависит от качества нефти, пределов выкипания отбираемых масляных фракций, а также методов и степени их очистки. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины и разного строения. Из-за этой неоднородности – нестабильность вязкостно – температурных свойств, высокая испаряемость, низкая стойкость к окислению. Минеральная основа – самая распространенная при производстве масел в большинстве стран мира, включая Европу и США.

Совершенствование минеральных базовых масел проводится по двум основным направлениям:
1. Масло очищается только до такой степени, чтобы в нем осталось оптимальное содержание смол, кислот, соединений серы, азота и, дополнительно, вводятся присадки для улучшения некоторых функциональных свойств. Такой метод не позволяет получить масла достаточно высокого уровня качества.
2. Масло полностью очищается от всех примесей и проводится молекулярная модификация методом гидрокрекинга. В результате получается масло, обладающее ценными свойствами для тяжелых режимов работы (высокая стойкость к деформациям сдвига при высоких скоростях, нагрузках и температурах, высокий индекс вязкости и стабильность параметров).

Вверх



Гидрокрекинговая основа

Гидрокрекинг - это глубокий вид обработки нефти, когда одновременно протекает сразу несколько реакций: удаляются серные и азотистые соединения, а длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие с однородной структурой, при этом места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда происходит название – «гидрокрекинг».

При гидрокрекинге налицо все признаки синтеза – создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС- синтезом.

Итак, гидрокрекинговые масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. Гидрокрекинг отбрасывает все «ненужное», ну а если захватывается что-то «полезное», необходимые свойства придаются с помощью присадок. Гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к «синтетике» 4 группы - ПАО, при снижении стоимости производства в 3-5 раз.

Гидрокрекинговые масла обладают высоким индексом вязкости (выше, чем у ПАО!), противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические масла на основе ПАО или эстеров.

В некоторых источниках по автомобильным смазочным материалам, в качестве недостатков гидрокрекинговой основы указано, что гидрокрекинговые масла «быстрее стареют и теряют свои свойства». Заметьте, что это сравнение проводится с высоковязкостной ПАО основой, которая в настоящее время используется крайне редко, в основном для производства профессиональных рейсинговых масел, которые можно залить далеко не в каждый спортивный двигатель. В массовом производстве современных автомобильных масел используется более дешевая ПАО основа низкой вязкости, основным назначением которой является получение широко-диапазонных масел с улучшенными низкотемпературными характеристиками, таких как 0W-20, 0W-30, 0W-40 и 5W-50 (SN). Использование низковязкостной ПАО основы несомненно улучшает текучесть и другие эксплутационные качества масла, но на увеличение срока службы масла особо не влияет. Что гидрокрекинговая синтетика, что синтетика с использованием ПАО обладают примерно одинаковым эксплутационным ресурсом – от 15 до 30 тысяч километров. Многое зависит от типа двигателя, стиля езды, пробега и техсостояния самого автомобиля. Масла со «сверх-длинным сроком службы», которые рекламируют некоторые компании, производятся не на концентрированной ПАО или эстеровой основе, как многие считают, а как раз на базе гидрокрекинга. «Сверх-длинный срок службы» обеспечивают специальные присадки, которые кстати не всегда хороши для двигателя.

Подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полусинтетические или даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программы BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), почти весь Castrol (кроме EDGE), Mobil1, Esso, Chevron, Fuchs построены на гидрокрекинге. Все масла южно-корейского бренда ZIC - это только гидрокрекинг.

Вверх



Полусинтетическая основа

Полусинтетика – это смесь минеральных и синтетических базовых масел, и может содержать в своем составе от 20 до 40 процентов «синтетики». Специальных требований к производителям полусинтетических смазочных материалов в отношении того, какое количество синтетического базового масла (синтетического компонента) должно быть в готовом моторном масле - нет. Также нет никаких предписаний, какой синтетический компонент (базовое масло группы III или группы IV) использовать при изготовлении полусинтетического смазочного материала. По своим характеристикам эти масла занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими маслами, т.е. их свойства лучше обычных минеральных масел, но уступают синтетическим. По цене эти масла несколько дешевле гидрокрекинговых синтетических.

Вверх



Полностью синтетическая основа

Полностью синтетические масла обладают исключительно удачными вязкостно-температурными характеристиками. Это, во-первых, гораздо более низкая, чем у минеральных, температура застывания (от -35°С до -60°C) и очень высокий индекс вязкости, что существенно облегчает запуск двигателя в морозную погоду. Во-вторых, они имеют более высокую вязкость при рабочих температурах свыше 100°C - благодаря этому масляная пленка, разделяющая поверхности трения, не разрушается в экстремальных тепловых режимах. К прочим достоинствам синтетических масел можно отнести повышенную стойкость к деформациям сдвига (благодаря однородности структруры), высокую термоокислительную стабильность, то есть малую склонность к образованию нагаров и лаков (лаками называют откладывающиеся на горячих поверхностях прозрачные, очень прочные, практически ничем не растворимые пленки, состоящие из продуктов окисления), а также небольшие по сравнению с минеральными маслами испаряемость и расход на угар. Немаловажно и то, что синтетика требует введения минимального количества загущающих присадок, а особо высококлассные ее сорта не требуют таких присадок вообще, следовательно, эти масла очень стойкие - ведь разрушаются в первую очередь именно присадки. Все эти свойства синтетических масел способствуют снижению общих механических потерь в двигателе и уменьшению износа деталей. Кроме того, их ресурс превышает ресурс минеральных в 5 и более раз. Основным фактором, ограничивающим применение синтетических масел IV и выше групп, является их высокая стоимость. Они в 3-5 раз дороже гидрокрекинговых масел и раз в 10 дороже минеральных.

В роли синтетической базы выступают обычно полиальфаолефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.

ПАО - это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (проще говоря – соединения) коротких углеводородных цепочек – мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат нефтяные газы – бутилен и этилен.

Распространено ошибочное мнение, что «чем больше процент содержания ПАО, тем выше по характеристикам масло». Это далеко не так. Основными определяющими качества масла являются не высокий процент содержания в нем ПАО или эстеров, а правильно выбранное процентное соотношение (баланс) в использовании всех его компонентов (часто называют «формула»), качество всех этих компонентов (имеются в виду базовые масла и пакет присадок), технология самого производства и контроль за качеством производства. ПАО-основа тоже не лишена своих недостатков – она хуже (по сравнению с другими базовами маслами) смешивается с присадками, без которых производство современных масел невозможно. Таким образом, чрезмерное использование ПАО не только не повысит качеств масла, а наоборот, только приведет к потере многих его свойств за счет снижения способности такого масла растворять присадки.

В современной индустрии смазочных материалов в основном используется ПАО основа с низкой вязкостью, причем только в самых необходимых, минимально требуемых для получения той или иной вязкости количествах (в основном для получения «низких» вязкостей 0W и 5W в маслах с широким диапазоном, таких как 0W-30, 0W-40, 0W-50, 5W-50). Процент содержания ПАО в современных маслах, включая такие, как CASTROL EDGE, MOBIL1 и MOTUL, колеблется в пределах 3%-15%, в зависимости от диапазона вязкости масла. Чем шире диапазон, тем больше содержание ПАО. Исключением являются маслах 0W-40 и 0W-50, которые на 80-90% состоят из ПАО. Следует отметить, что ПАО содержится далеко не во всех продуктах товарной линейки вышеуказанных брендов.

ПАО основа с высокой вязкостью используется крайне редко, в виду свой исключительной дороговизны (стоит в несколько раз дороже, чем общераспространенное низковязкостное ПАО), в основном для производства профессиональных рейсинговых масел.

Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства – растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые «выгорают» в ходе работы в двигателе, приводят к «старению» масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров, т. к. эстеры являются экологически чистыми продуктами и легко утилизируются.

Одним из основных недостатков эстеров является плохая совместимость с водой, которая неизбежно попадает в масло в процессе эксплуатации двигателя, и становится причиной более быстрой (по сравнению с гидрокрекинговыми маслами и ПАО) деградации масла на эстеровой основе. Кроме того, все плюсы эстеровой базы могут показаться слишком дорогим удовольствием, так как стоит она в 5-10 раз дороже гидрокрекингового масла. Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%, и применяются они лишь в самых совершенных продуктах, например спортивных маслах, обычно составляющих вершину товарного ряда компаний-производителей.

Вверх

ECO RIDER SN 5W-30